Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
01.01.2012 19:37 - Писмо на холандски толстоист-1903г.
Автор: tolstoist Категория: Политика   
Прочетен: 613 Коментари: 0 Гласове:
0

Последна промяна: 02.01.2012 11:25


ЯН ТЕРВЕЙ - ЯКОБУ ВАН РЕЕСУ

"Дорогой друг! Я не буду больше служить, я не могу, ты это знаешь. Почему? Потому что я в душе моей чувствую, что быть солдатом - противно правде и любви. Для меня это подобно употреблению спиртных напитков. Будучи мальчиком, еще не отличал хорошо добро от зла, я баловался и пил вино и водку. Так и с военной службой. Не понимая вреда ее, я еще мог служить. Долг отказа еще не вошел в мое сознание, я еще больше думал о благе плотском, своем и моих друзей. Теперь я уже не могу пить даже умеренно, зная опасность отравления. И точно также я не могу больше служить, хотя и сознаю, что этим отказом я подвергаю опасности свою жизнь и могу нарушить спокойствие моих друзей. Я не могу отступить от моего решения, потому что во мне есть нечто большее, чем мое тело. Я сознаю и знаю, что это божественное начало вечно и неуничтожено, как вечен и неуничтожен БОГ.
  Будут ли от этого страдать мои близкие? - Зачем? Разве я буду страдать? Меня будут мучить, и мое тело, и мою душу.Но
ведь для меня главное и наибольшее страдание - служить на военной службе. Почему же я теперь буду страдать? За самого себя я буду счастлив. Но за тех, кому недоступно испытываемое мною счастье, у кого нет веры в Бога, и упования на него, кто не знает Бога, у кого нет ясного представления о жизни - вот за тех людей я буду страдать. Я не стану оплакивать потерянной свободы. Я буду плакать потому, что я вижу яснее, чем другие то, что совершается перед нами. Я буду плакать о тех христианах, которые знают заповедь: "люби ближнего, как самого себя", и думают применить другую заповедь: "Люби Бога больше всего на свете" - и которые в то же время прилепляются к деньгам, к имуществу, к своей плоти; о тех христианах, которые больше уповают на деньги, на военную силу, на законы человеческие, чем на закон любви, на закон братства людей перед Богом.
Когда я буду сидеть в тюрьме под праздник Рождества Христова, я, нарушитель церковной веры, раб, который сбросил с себя оковы их божественного авторитета, я буду в одно время с ними, с этими христианами по имени, петь радостную песнь: "На земле мир и в людях благоволение". Но я буду петь ее не так, как поют люди, приходящие в восторг при виде солдат, люди, изменившие заповедь: "Любите врагов ваших - на заповедь: "Убивайте их", люди, оспаривающие друг у друга их имущество, люде, готовые заключить человека за отказ исполнить обязанности солдата.
Нет, я буду петь эту песнь за всех, и за тех, кто будет меня судить и запирать в тюрьму, за тех, кто быть может, разрушит жизнь мою, моей матери и моих друзей, за тех, кто будет равнодушно смотреть на это, за тех, кто сочтет меня сумасшедшим равно как и за тех, кто любит Бога в духе и истине, за тех, кто в заповеди: "Люби ближнего, как самого себя", видит больше смысла, чем: "издавай законы для твоих ближних и наказывай их за их нарушение".... За вас, мои друзья, я пропою песнь: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение".
Один маленький человек сопротивляется закону, поддерживаемому Военной силой и полицией. - Это нелепо, - говорят исполнители закона, - заприте его в тюрьму, если понадобится - на всю жизнь, авось это пройдет! Но ведь подобным образом рассуждали и мучители Христа. И их последователи думают как они. Но не забывайте, что нельзя было уничтожить духа Христа, духа Божия, который в нас живет и перед которым вы бессильны.
Вы все, власти военные и гражданские, министры, короли, проповедники, со всем вашим могуществом, пушками, динамитом, палачами и тюрьмами - вы не можете заставить одного человека, в котором действует сила Божия, совершить поступок, который бы он считал дурным, например надеть военную форму. Не чувствуете ли вы, что вся ваша гигантская сила - ничто перед разумом и совестью, перед силой Бога, живущего в человеке?
Итак, вы, министры, короли и императоры, вы, в которых столько могущества, - бросьте ваше ложное величие. Покажитесь в вашем истинном образе, в образе человека, служащего своему ближнему.
Мудрецы, - не делайтесь глупыми. Сильные мира сего, - не делайтесь слабыми! С вами борется теперь один человек, а таких скоро будет множество.
  Чтобы вам сохранить себя в этом мире ложного величия, вам нужно убивать, уничтожать людей. Где же ваша сила? Ваше величиe
призрачно, и стена, о которую разобьются все ваши усилия, - это сама действительность. И стена эта построена духом Божиим, духом Христа, чтобы доказать вам тщету ваших усилий. 
Я готов. - Я больше не могу быть рабом обстоятельств, которые делают из человека нечто худшее, чем животное,
Неужели, друзья мои, у вас больше нет веры в силу любви, силу духа? Неужели вы думаете, что путь, указанный нам Христом - любить Бога больше всего на свете, - не нужен потому, что люди сильны и без Бога? Чего же тогда бояться? Зачем заботиться о своем теле, когда дело идет об исполнение воли Бога? Зачем беспокоиться об имуществе и деньгах, зачем бороться, бояться голода и смерти? Для человека смерти нет. Или не знаете вы, что сущность - человек вечен!
Лучше жить по правде и умереть только плотски, чем жить призраками и умереть совсем.
Кланяюсь всем знающим и не знающим меня и люблю вас всех.
1903 г., декабрь.
   Ян Тервей./1883-.../ холандски толстоист-художник срещал се с Толстой 

--------------------
  Из письма Л.Толстого Якобу ван Реесу/холанд.професор-толстоист/ от 3.02.1904: 
"Не могу не радоваться его отказу, хотя горячо соболезную горю его матери и всему тяжелому, что ему приходится пережить. В России такие случаи с каждым годом повторяются все чаще и чаще, и когда я о них или о Тервее слышу, всякий раз испытываю смешанное чувство зависти, что не я, но другой совершил этот хороший поступок, стыда, что живу в покое и благополучии, в во время, как другой страдает за нас, и раскаяния, что, может быть, я с моими писаниями - причина этого страдания......
Передайте пожалуйста, мою любовь Тервею, если это может быть ему приятно, и будьте добры сообщить мне об его дальнейшей участи..."

Отказ Тервея вызвал в Голландии сильное общественное движение. Образовался комитет, который начал добиваться того, чтобы отказы от военной службы по соображениям совести не влекли за собой преследования. Во многих городах прошли митинги в защиту Тервея.

Суд приговорил Яна Тервея к тюремному заключению на три... месяца.
После отбытия этого срока, ему снова было предложено служить в армии. После нового отказа приговор был следующий: тюремное заключение сроком пять месяцев и... исключение из армии с запрещением поступать на военную службу в течение пяти лет, /за предосудительное поведение/.


------------------

  -

 



Гласувай:
0



Няма коментари
Вашето мнение
За да оставите коментар, моля влезте с вашето потребителско име и парола.
Търсене

За този блог
Автор: tolstoist
Категория: Политика
Прочетен: 2094733
Постинги: 1631
Коментари: 412
Гласове: 1176
Календар
«  Април, 2024  
ПВСЧПСН
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930