Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
26.01.2011 14:27 - Анализ на "Изповед" на Толстой-А.Позитивин
Автор: tolstoist Категория: Политика   
Прочетен: 867 Коментари: 0 Гласове:
0

Последна промяна: 26.01.2011 14:28


 
Александр Позитивин



Анализ произведения Л.Н. Толстого «Исповедь»


Все написанные ниже мысли относительно текста являются большей частью интуитивными, и направлены в сторону произведения Л. Н. Толстого «Исповедь». Текст был подвергнут лояльной оценке со стороны собственного опыта и не подвергался излишней критике. Я приму все возможные комментарии насчет всех моих утверждений и гипотез. Это поможет мне еще лучше понять написанное автором.
Решение об анализе появилось совершенно спонтанно, во время его прочтения. Совершенно ясно, что Лев Николаевич Толстой прояснил многие детали для меня, и сделал замечательное исследование своей жизни. Благодаря его упорству, дотошности, трудолюбивости, до меня дошли его размышления, и я благодарен ему за это. Мои интуитивные внутренние изыскания были не настолько сильными, чтобы с такой системностью подойти к вопросу, как Лев Николаевич. Поэтому, в результате прочтения, я восполнил те пробелы, которые так и не вышли на сознательный уровень до конца.

Прочитав «Исповедь», я очень ясно увидел жизнь, которая была во времена Толстого, и поразился, насколько ясна была его мысль, все дальше и дальше углубляясь в текст, я увидел невероятное противоборство внутреннего вектора жизни, его внутренних желаний и внешнего вектора существования, системы, в которой он вращался. На стыке этих двух векторов начинает происходить совершенно невероятная духовная борьба этого человека. Я ясно понял, что Толстой приходит к кризису среднего возраста, как это модно называть сейчас. Но как человек мысли, он не собирается выбирать пассивную позицию, подчиняясь течению жизни, он начинает исследовать истоки, причину его жутких волнений. Понимая, что всю жизнь он «…учил, не зная чему учить…», соответственно задает себе вопрос, «а зачем я вообще жил все это время? Для чего? Какой смысл в этом?». Отстраниться от писательской деятельности он никак не мог, потому что был весь мыслитель и писатель, полностью вросший в эту систему. И хотя ему невмоготу было все притворство тогдашней интеллигенции, он все же продолжал писать, задавая себе все те же вопросы жизни. С ужасом осознавая, что он все больше и больше стареет, он приходит к мысли о смерти.
Я начинаю осознавать, что смерть – это главный фактор, подталкивающий на подобные размышления в кризисе среднего возраста, на основе борьбы векторов существования, смерть подталкивает к мысли о том, что действительно мало сделано того, что хотел человек на самом деле где-то в глубине своей души.
В этом человеке с течением жизни реализовалось все стремление жить по реальным законам его социальной среды, взять из них все лучшее, по популярному мнению «интеллигенции». Но в какой-то момент, ему стало невыносимо и скучно жить по общим правилам, надоело вечно купаться в похоти, гордыне и т.п. Все когда-то надоедает и приходит момент, когда нужно задать себе вопрос: Продолжать течь по течению или не течь. И Толстой приходит к вопросам, касающимся сугубо его личности, его существа. Как поступить? Жить по уже опротивевшим ему законам безнравственной жестокой реальной жизни, более того, воспитывать этому же и своих детей, либо не жить по этим законам, но как не жить по ним, если он всей половиной существа своего врос в эту систему, как не жить именно так? И тут снова приходит ответ: Смерть. Но опять глубинный вектор стремления жить вступает в борьбу с вектором самопознания, и Толстой решает: Пока им владеет стремление избавиться от опротивевшей реальности при помощи смерти, он избавляется от предметов, которые могут позволить исполнить этот соблазн. «…Никакая сладость меда не могла быть сладка мне, когда я видел дракона и мышей, подтачивающих мою опору...» (противоборство движения к смерти с движением реального прогресса, в котором был завязан Толстой).
Весь ответ этих мучений в том, что разрастаясь, общество распределяет обязанности. Когда обязанностей, целей становиться настолько много, когда направления становятся все уже и уже, когда общество вырастает до громадных размеров, тогда же человек начинает терять цель всего существа. Он теряется в море терминов, море деталей, человек тонет в этом огромном море жизни. «…Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, — что выйдет из всей моей жизни?». В совершенной растерянности говорит эти слова Л. Н. Толстой. «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?». Здесь он, наконец, нащупывает то, за что нужно ухватиться в его изысканиях, это именно то, что живет у нас внутри - откуда это все произошло. Верно, чтобы лучше понять для чего все это «море», нужно подойти к истокам жизни. Ведь все, что сегодня существует, это взгляд на первобытную жизнь под микроскопом с увеличением в миллион раз, настолько разрослась социальная жизнь. И Толстой решает уехать, несколько раз на протяжении рассказа. «…Вернувшись из-за границы, я поселился в деревне и попал на занятие крестьянскими школами. Занятие это было мне особенно по сердцу, потому что в нем не было той, ставшей для меня очевидною, лжи, которая мне уже резала глаза в деятельности литературного учительства. Здесь я тоже действовал во имя прогресса, но я уже относился критически к самому прогрессу. Я говорил себе, что прогресс в некоторых явлениях своих совершался неправильно и что вот надо отнестись к первобытным людям, крестьянским детям, совершенно свободно, предлагая им избрать тот путь прогресса, который они захотят…». «…Я заболел больше духовно, чем физически, — бросил все и поехал в степь к башкирам дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью...». И все в его словах, в его «Исповеди», говорило о том, что он никак не может разрешить в себе вопрос от столкновения нескольких волн огромного моря реальности.
Я начинаю понимать из его слов, что действительно нет такой науки, которая ясно и точно может понять, для чего существует вся эта громадная система, ни одна область знания не может дать ясного и определенного ответа на личный вопрос единицы человечества - «зачем я живу?». Действительно, в опытных науках, люди стремятся опытным путем доказать всевозможные и всевозможные цепочки взаимодействия той системы, в которой мы живем, но за множественностью фактов и пониманием того, что действительных фактов намного больше, опять же не находится ответа, одного, единственного, на чем держится вся система мироздания. Также как и в философских науках нет ничего кроме размышления, как люди ставили себе этот вопрос, нет ничего кроме этого вопроса. Во Льве Николаевиче Толстом бушует негодование осознания его, как мизерной частицы вселенной, от того, что он не способен достичь абсолютного максимума познания. И реальный же ответ его должен состоять в том, что мало того, что у человека, но у человечества нет столько сил, чтобы разрешить этот вопрос, и ответ должен быть таков: «Успокоение и непоколебимость духа, вот, что необходимо в этой ситуации». Нельзя давить скалу бесконечно, пытаться ее сдвинуть, зная заранее, что ты не сможешь ее сдвинуть. В порыве страсти, в порыве отчаяния, в порыве глубочайшего эмоционального потрясения, человеку свойственно бросаться в такие авантюры – двигать то, о чем он заранее знает, что не способен это сдвинуть. Это было, есть и будет, и это в крови у каждого - СТРЕМЛЕНИЕ. Можно сказать, что ответ и заключается в этом слове. Что такое стремление. Это выражение энергии. Желание выйти за рамки своего мышления – оно всегда будет проявляться в людях. Невозможно ответить на вопрос «почему?», используя нашу конструкцию мышления. Здесь нужно сказать стоп.

Соломон:
«…И сказал я в сердце своем: и меня постигнет та же участь, как и глупого, — к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это — суета. Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и, увы, мудрый умирает наравне с глупым!». Но Толстой не остановился, даже читая подобные слова, а возненавидел жизнь, как он говорит, и ему стало понятно, что нет конца этой суете. «Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его», — говорит Сократ. «Жизнь есть то, чего не должно бы быть, — зло, и переход в ничто есть единственное благо жизни», — говорит Шопенгауэр. Все эти люди были величайшими древними философами и отлично отточили свои мысли, но они напоролись одновременно и на противоречие о жизни и на путь к истине. Противоречие ясное дело в том, что нет смысла их размышлениям после утверждения, что человечество живет ни для чего, но если оно живет, значит, есть причина этой жизни, неважно какая. Неизвестность подчеркивает лишь то, что есть нераскрытая область знания, но никак не тупик, данные люди, ровно как и Толстой на данном этапе жизни, размышляя подобным противоречивым образом, сворачивали с пути истины. Успокоение, это то, к чему нужно стремиться, непоколебимость духа, это то, к чему нужно стремиться, нравственность, гуманность, чистота, все это ведет к познанию того, что смерть является не конечным, а переходным этапом к новому состоянию, подобно тому, как вода под действием внешней силы, энергии, переходит из жидкого состояния в газообразное. И мы живем, мы проходим всю жизнь ради смерти, это наша часть пути, и смерть предстает благом, кульминацией, переходом, началом чего-то нового, и ради этого весь материальный мир. В этом заключается успокоение, в этом конечный ответ. Смерть – это не конец, это начало нового этапа для метафизической сущности одного уникального человека. И здесь сходятся все науки, провозглашающие, что нет ничего, что не имело бы причины, но сами отрицают веру в это, вот в чем парадокс. Нет и абсолютного конца, для нас – перинки жизни. Также нет и абсолютного конца в виде смерти для одного человека. Нет конца для Льва Николаевича, даже в нашем материальном мире, не говоря о каких-то других метафизичных его проявлениях. Его информация, его жизнь так и живет в сердцах его читателей, меняет их, помогает им. Он еще сильнее взялся за вопрос, не отступался, искал, думал, пытался вывести формулу жизни. Но продолжает сворачивать с пути и подвергается своей излишней гордыне и восхваляет себя. Подтверждает разумное заключение о том, что жизнь на самом деле ничто, а все люди вокруг так тупы, раз не думают о самоубийстве, как он, ведь это благо, а жизнь бессмысленна, значит она ни к чему. И размышляя о людях, окружающих его, Толстой выводит типы личностей на основе своих размышлений.

1. Живущие по принципу «Неведения». Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что жизнь есть зло и бессмыслица.
2. Живущие по принципу «Эпикуреец». Он состоит в том, чтобы, зная безнадежность жизни, пользоваться, пока возможно, теми благами, какие есть, не смотреть ни на дракона, ни на мышей, а лизать мед самым лучшим образом, особенно если его на кусте попалось много.
3. Живущие по принципу «силы». Он состоит в том, чтобы, поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее.
4. Четвертый выход есть выход «слабости». Он состоит в том, чтобы, понимая это и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти, не может.

Что удерживает этих людей, думал он, что позволяет всем этим людям существовать?
На чем никак не могут сойтись объективная наука и метафизика?

Лев Николаевич чувствовал, что есть 5 элемент общества, и как он подтвердит это в будущем, это окажется самым обширным элементом.

5. Это принцип «Веры», он состоит в том, чтобы верить в нужность своих действий во имя блага для людей.

Вывод – все науки стоят на вере, как основном элементе, которого так не хватает для окончания рассуждения.

Это именно то, что позволило ему успокоиться. Действительно, что может быть лучше для человека и его успокоения, чем вера во что либо? Веру также называют надеждой. К примеру, всем известная поговорка: «Надежда умирает последней». Как много смысла в этом древнем высказывании. Вера нащупывается где-то в глубине нашего существования, это некий механизм, который позволяет двигаться вперед несмотря ни на что, а стало быть, раз этот механизм существует, значит, есть и причина существованию этому механизму, именно поэтому важно верить в себя. Поэтому есть смысл, который так непонятен никому, скрыт в нас самих.
Причина, по которой все существует, все так динамично развивается, даже с сознанием того, что на самом деле мы идем, не зная куда, и делаем все, не зная зачем, в самом глобальном смысле, есть та самая вера в то, что когда-то мы наткнемся на что-то, когда-то мы придем к высшей цели. И это есть воплощение некой заглушки, заглушки самого сознания, чтобы позволить существовать всему разумному, системная реализация этих мотивов, возникших с течением веков. Это воплощение самого существа жизни, БЕСКОНЕЧНОГО СТРЕМЛЕНИЯ ВПЕРЕД, неписаного закона мироздания. «…Кроме разумного знания, которое мне прежде представлялось единственным, я был неизбежно приведен к признанию того, что у всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное — вера, дающая возможность жить. Вся неразумность веры оставалась для меня та же, как и прежде, но я не мог не признать того, что она одна дает человечеству ответы на вопросы жизни и, вследствие того, возможность жить…». И здесь Толстой приходит к тому, что называется Закон Божий или религия, натыкается вновь, уже сам, сознательно, после того, как сознательно отрекся, после того как родители в детстве так прививали это ему.
Человечество существует в ограниченном информационном объеме, ему доступен только ограниченный объем элементов, таким образом, получается, что выход за границы его просто не осуществим, это сфера, идеальная сфера информации. Она существует и не позволяет сделать вывод о глобальности, исходя из причинности в рассуждениях. Ведь как можно узнать, как выглядит человек, если видишь только его глаз? Верно, можно только предполагать, но в данном случае, мы может, и можем точно предположить, как выглядит человек, потому что мы его уже видели миллионы раз, а как увидеть реальность, если мы не ощущаем это? Ответ – никак.
Допустим, мы видим всю вселенную, всю до бесконечности, тогда вопрос «к чему все это?» остается на месте, ничего не решается, даже с невероятным предположением о бесконечности. Очевидно, что наши возможности ограничиваются не только нашим опытом, разумом, накопленными знаниями и рассуждениями, но также и сенсорами, всеми сенсорами, с помощью которых мы получаем информацию из мира. Либо эти сенсоры у всех пока что закрыты. Существует другое метафизическое проявление мира. Что касается смерти, как переходного этапа жизни, можно придти к выводу (исходя из того, что мир – это единая энергетическая материя, и что энергия никуда не пропадает), что умирая и распадаясь, человек высвобождает свою энергию. Что касается энергии психического механизма – мозга, то эта энергия может считаться душой, мне кажется, поэтому она преобразуется во что-то другое, например, в то, что древние считали загробным миром, или, как сейчас это можно назвать, другим измерением. Логичность этих рассуждений подтверждается как библией, так и памятниками древних цивилизаций, нет ничего лучше, чем отточенная веками информация, которая находилась в руках человека. «Понятия бесконечного Бога, божественности души, связи дел людских с Богом, понятия нравственного добра и зла суть понятия, выработанные в скрывающейся от наших глаз исторической дали жизни человечества, суть те понятия, без которых не было бы жизни и меня самого, а я, откинув всю эту работу всего человечества, хочу все сам один сделать по-новому и по-своему», - подтверждал ошибочную разумность своих выводов Лев Николаевич. «И я вспомнил весь ход своей внутренней работы и ужаснулся. Теперь мне было ясно, что для того, чтобы человек мог жить, ему нужно или не видеть бесконечного, или иметь такое объяснение смысла жизни, при котором конечное приравнивалось бы бесконечному. Такое объяснение у меня было, но оно мне было ненужно, пока я верил в конечное, и я стал разумом проверять его. И перед светом разума все прежнее объяснение разлетелось прахом. Но пришло время, когда я перестал верить в конечное. И тогда я стал на разумных основаниях строить из того, что я знал, такое объяснение, которое дало бы смысл жизни; но ничего не построилось. Вместе с лучшими умами человечества я пришел к тому, что 0 равняется 0, и очень удивился, что получил такое решение, тогда как ничего иного и не могло выйти.
Что я делал, когда я искал ответа в знаниях опытных? Я хотел узнать, зачем я живу, и для этого изучал все то, что вне меня. Ясно, что я мог узнать многое, но ничего из того, что мне нужно.
Что я делал, когда я искал ответа в знаниях философских? Я изучал мысли тех существ, которые находились в том же самом положении, как и я, которые не имели ответа на вопрос: зачем я живу. Ясно, что я ничего и не мог узнать иного, как то, что я сам знал, что ничего знать нельзя.
Что такое я? — часть бесконечного. Ведь уже в этих двух словах лежит вся задача…»

Совершенно и замечательно, Лев Толстой приходит к мысли о том, что никак нельзя познать жизнь и смысл жизни, не прикасаясь к ней. Нельзя быть человеком, понося людей, сделавших его человеком, простых рабочих. Нельзя отрицать нечто, за счет чего мы существуем, как отрицают Бога, между тем, бог – это название тому, за счет чего мы живем, а Закон Божий – это многовековой опыт правильной жизни в человеческой среде.

«Если я есмь, то есть на то причина, и причина причин. И эта причина всего есть то, что называют Богом; и я останавливался на этой мысли и старался всем существом сознать присутствие этой причины».

Уйдя в религию, в исповедание и в изучение, он приходит к выводу, что здесь, как и везде существуют подводные камни. Он называет их отрицанием веры в самой же религии, которые проявляются тогда, когда церковь становится внутренней государственной структурой. И я осознаю реальность его убеждений. Существует, по крайней мере, несколько причин, разрушающих религию, основанную на любви к ближнему своему, на вере в предков, на любви к предкам. Первая причина – это использование религии в целях управления народом в рамках управления государством. Во времена войн в церквях молились за победу, но молясь за победу, они одновременно молились и за смерть народа, которого хотели победить. Данный процесс должен быть остановлен, потому что он отрицает глобализацию, а любое столкновение идеалов порождает войну, а поддержание столкновения порождает длительность разлома человечества по идеологии, а значит, позволяет и дальше руководить огромными массами и дальше создавать войны. Данная корректировка перечеркивает все созданное человечеством веками в религии. Второй минус – это отрицание других церквей, других религий. Тоже очевидное свойство существования в государственной системе. И такое явное отрицание целого куска человечества, всего лишь исповедующих по сути ту же самую веру, но с другим набором терминов – это огромная преграда развитию.

Будущее, тем не менее, уже начертано. И при исключении данных и других минусов закона, церкви будут смешиваться и придет время глобальной церкви. Идеологии буду скрещиваться, и тоже придут к глобальности. Человечество в глобальном смысле не должно отрицать само себя, а значит придет такое время, когда самоотрицание прекратится. Придет время, когда главы правительств поймут это. Затем же придет время и мирового правления. Через много веков.
В этом все противоборство разума вере


Тагове:   изповед,


Гласувай:
0



Няма коментари
Вашето мнение
За да оставите коментар, моля влезте с вашето потребителско име и парола.
Търсене

За този блог
Автор: tolstoist
Категория: Политика
Прочетен: 2074338
Постинги: 1631
Коментари: 412
Гласове: 1176
Календар
«  Март, 2024  
ПВСЧПСН
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031