Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
27.01.2010 18:00 - Из дневника на А.Малород
Автор: tolstoist Категория: Технологии   
Прочетен: 699 Коментари: 0 Гласове:
0



Анна Малород

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЬНИЦЫ ТОЛСТОВСКОЙ ШКОЛЫ

Страница 1 из 4

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

1948 год

8 августа. Эту неделю - всякие обиды, жалобы, ропот по всяким случаям наполняли мои дни. Так не должно быть.

Постановляю себе: никогда ни на кого не жаловаться и ни на что не роптать; пусть обижают, обирают меня люди - я терпеливо, кротко и молча должна все переносить.

15 августа. Эту неделю все тосковала, чувствовала остро свое одиночество, свою «никомуненужность», плакала по несколько раз в день. «Что это? Уж не черная ли меланхолия мной овладела?» - пришло мне в голову. Вчера вечером молилась, чтобы бог помог мне преодолеть эту тоску, и утром сегодня проснулась с мыслью: « Только неизмеримое благословение ко всем может исцелить больное сердце».

22 августа. «Любовь только тогда истинная, когда она, как лучи солнца, падает на всех одинаково» (Путь жизни). А мы, наоборот, избираем одних людей и горячо их любим, а к другим равнодушны. А когда так любим, то требуем, чтобы и нас так любили. А когда нас любят не так, то мы страдаем. Себялюбие и привязанность - источник страданий.

5 сентября. Работаю в саду: обрезаю малину. Как красиво в саду в эти последние дни осени, как легко дышится! Какие славные мысли приходят за работой! Так в последнее время мне пришла мысль, что нет зла для человека, в сердце которого нет зла, «око которого чисто», который живет в свете добра. Обида, недовольство, досада – все это недостойно христианина, их нет в его сердце, и, как бы ни относились к нему люди, он всегда относится к ним с добротой.

Несовершенство окружающей жизни иногда причиняет боль, но для этого у него есть терпение, прощение, кротость. И с тем большей добротой, с тем большей осторожностью должны мы обращаться с людьми, причиняющими нам боль.

12 сентября. И жалость должна быть в сердце - даже к тому, кто причиняет нам боль. Жалость, не глядя на его недостатки и ошибки: быть может, именно за них мы и должны жалеть человека, потому что он первый за них страдает.

19 сентября. Всю эту неделю молотила, таскала семечки - по грязи, по дождю, измучилась даже. Слишком много я их посеяла. Не по годам мне это, не по здоровью... Я должна, по возможности, радостно и отважно идти дальше по пути к Свету разума, любви и правды.

И я не должна мучить и презирать других людей за их недостатки, а, наоборот, относиться к ним со снисхождением, помня о своих собственных ошибках; хорошим примером и добрыми наставлениями, вынесенными из опыта своей жизни, стараясь помогать им идти по тому пути, по которому я решила идти сама до конца жизни и который есть единственный верный путь.

5 декабря. «Радуйтесь всегда - и еще говорю: радуйтесь» (из посл. апост.). Я не знаю, что со мной будет завтра; только сегодня в моем распоряжении; сегодня я буду жить и радоваться на все то хорошее, доброе, светлое, что есть в моей и окружающей меня жизни. А в будущем я также буду искать вокруг доброе, хорошее, и сама радоваться, и других радовать.

12 декабря. Пригласили меня работать в конторе, к отчетному году. Не так-то легко привыкать к новой работе, тем более, что наш старший счетовод – человек нервный, горячий, часто шумит из-за пустяков; но все же он человек добрый и я его не боюсь, как не боюсь кого-либо другого; ведь надо помнить, что «в любви нет страха, но совершенная любовь побеждает страх, ибо в страхе есть мучение» (из посл. апост.) –а я положила никогда и ни из-за чего в жизни не мучиться самой и других не мучить.

19 декабря. Намечу себе дела на день: то надо сделать, другое - а тут придут люди и перебьют мои планы, и я недовольна. Так нельзя. И люди, и обстоятельства жизни всегда могут помешать моим делам, одному они не могут и не должны помешать - моему хорошему отношению к ним, одно они не должны нарушить - мое всегда ровное, тихое, кроткое, ко всем благостное состояние души.

26 декабря. Во всех трудных случаях жизни, когда думаешь, думаешь и не знаешь, как поступить, нужно сказать себе: Если это доброе дело, Бог его устроит, если злое, Бог его расстроит; и с полным доверием отдавшись путеводительству Божию, оставаться в покое.

1949 год

2 января. Не зря сказано: «Будьте, как дети». И я люблю детей, их ясные доверчивые глазки, их бесхитростные веселые игры, пенье и готова всегда принять в них деятельное участие; люблю детский праздник - елку. К этому празднику делаю десятка два-три игрушек и дарю детишкам - они приходят с елки на елку.

9 января. Что остается делать людям, обиженным судьбой: уродам, калекам, одиноким, не нужным никому людям? Им остается засиять неземной красотой души и тем скрасить свою внешнюю уродливость и заботиться об еще более несчастных, чем они; это сделает их жизнь нужной. А несчастных в жизни так много! И беспризорных сирот, и стариков, и убитых горем людей.

15 января. В нашем сердце не должна скопляться горечь утрат и обид - против нанесших нам утраты и обиды. Вот Павлуша любил меня, берег, лелеял; потом разлюбил, полюбил другую. Что ж? Неужели мне без конца горько о том тосковать? Любил сколько мог и сколько я заслужила. И ничего, кроме благодарности к нему не должно быть в моем сердце, благодарности за несколько лет безмятежного счастья, которые он мне подарил.

23 января. Ничего такого, что стыдно, что позорно было бы открыть людям, не должна я носить в своем сердце. То, что тайно, всегда может обнаружиться, а мысли всегда могут перейти в дело. Мое сердце всегда должно быть чисто и открыто перед всеми.

30 января. Сокрой свое горе от вздоров чужих - слез в мире ведь много без вздохов твоих…Сокрой свое горе, дай радость другим, в Отце ищи помощь страданьям твоим…Вот несколько прекрасных строк из стихотворения, которое я решила выучить и петь в память моей дорогой подруги Жени Литвиновой, с которой мы расстались, может быть, навсегда…Она действительно умела, несмотря на все свои невзгоды, давать помощь и радость другим.

6 февраля. Думать о своем одиночестве, о своих лишениях, страданиях и обидах я не должна, так как это значит думать о себе, а истинный христианин должен думать о себе как можно меньше. И когда подобные мысли и чувства будут смущать меня, я должна говорить себе: думай не о себе, а о Христе и Его младших братьях. Как в Евангелии сказано: «Если вы не сделали этого (то есть, не оказали помощи) одному из малых сих, то вы не сделали этого для Меня».

13 февраля. «Надо брать негу и осторожность из самых глубоких тайников сердца и бережно, бережно ткать из них жизнь» (В.П.М.). Очень хорошее это наставление всем нам, живущим, которые изо дня в день, кое-как, небрежно, а подчас грубо обращаются с окружающими людьми. А нужно – нежно, осторожно, бережно, ласково обходиться с каждой человеческой душой.

20 февраля. Буду стараться жить как Паскаль, который, раз наметив режим дня, твердо, несмотря даже на болезнь, его выполнял; стремился всю жизнь быть бедным, то есть довольствовался самым малым и заботился о бедняках.

27 февраля. Запишу вкратце рассказ одного норвежского писателя под названием «Совесть». В нем описывается одна бедная рыбацкая деревушка, расположенная на голых береговых утесах сурового моря. Жители ее очень бедны, невежественны, промысел их дает им слишком скудный заработок, не обеспечивающий им жизнь; они все полны заботами о куске хлеба, высшее их удовольствие – стакан водки. Большим подспорьем в их быту являются кораблекрушения, которые часто происходят возле их скалистых берегов. Тогда волны выбрасывают на берег вместе с остатками кораблей и их содержимое, а иногда – трупы, и жители деревушки не брезгуют их обирать. И вот в этой темной среде, на фоне этой безотрадной и даже отталкивающей жизни этих рыбаков появляется девушка, добрая, кроткая, с чуткой совестью. С детства она страдала болезнью легких, которая обратилась в конце концов в чахотку, так что она была лишена радости молодой расцветающей жизни и нашла себе утешение в Евангелии, которое подарила ей учительница из соседнего села. В свободное от работы время (она неутомимо плела сети для рыбаков) она отдавала чтению. Однажды море выбросило на берег трюм разбитого корабля, и она сделала из него для себя отдельную от своей большой семьи комнатку, столик застлала белой скатертью и на него положила свое сокровище – Евангелие. Здесь проводила она свою жизнь, тихо, уединенно, в труде, размышлении, молитве и чтении. И сюда же стали приходить в минуту отдыха ее семейные и соседи, чтобы послушать Евангелие, чтобы испросить в трудных случаях жизни совета у этой доброй и разумной девушки, которая, снедаемая болезнью, так тихо и безропотно угасала, находя для каждого доброе слово, добрый совет.

Образ этой девушки глубоко запал в мое сердце, мне так же, как она хотелось бы прожить остаток своей жизни.

Верность, постоянство – какие это прекрасные качества в жизни! Они являются прочным фундаментом не только семейного счастья, но и дружбы; в выполнении своего долга, в труде, просто в отношении к окружающим людям – они незаменимы. Им в противовес существует вероломство – и какое это выразительное, характерное слово! Благодаря вероломству действительно ломается вера в жизнь, в людей, в добро – ломается, коверкается, портится жизнь…

6 марта. Достоевский, обращаясь к одному писателю, сказал: «Изобрази вора, глупца, но и человека в нем не забудь». Да, в каждом человеке живет искра Бога, то есть сознание (хотя и неясное) истинной красоты жизни, истинного ее смысла: в любви, справедливости, и чистоте. Пусть это «святое святых человека» в нем затоптано, загажено и им самим, и окружающими людьми – оно в нем есть; пусть он слаб, грязен, опустился до последней возможности, но прекрасное он способен любить и ценить. И это – залог прекрасной будущей жизни человечества.

13 марта. Заболела. Грипп. Так отзывается работа в подвале. Придется несколько дней посидеть дома. Я, однако, люблю болеть: покой, отдых, можно подумать, почитать, внутренне привести себя в порядок. И так хотелось бы болеть без жалоб: хоть и болит голова, горит тело, кашель рвет грудь, а ты терпи, не жалуйся и даже больше того – улыбайся счастливо. Так бы и всю жизнь прожить, улыбаясь счастливо, несмотря ни на что: хоть и мужем покинута, и воспитанница оставила, и одинока, и больна, и бедна, и стара, и люди обижают, а ты все переноси кротко, терпеливо, без жалоб, все улыбайся, да и других привечай ласковым словом, улыбкой, взглядом, снисходя к людским недостаткам, прощая обиды, хоть бы тебя снова и снова обижали, а ты все прощай, как Христос велел «до семижды семидесяти раз», то есть бесконечно. «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

20 марта. «Сидя за работой, она думала о том, что она со своими малыми силами, но богатая любовью, может сделать хорошего для каждого человека и какое бремя снять с него» (Из повести «Тернистым путем» Эберса). Прекрасные слова и глубокая мысль выражена в них! У Л.Н. тоже сказано: «Украшай каждый день хотя одним добрым делом». А я? Как мало к тому прилагаю забот! А надо. Надо на это обратить серьезное внимание, пока есть силы.

27 марта. Весна! В молодости весна наполняет душу такой радостью! И все существо, исполненное силой и здоровьем, радостно ее встречает. А теперь, на старости лет, весна приносит мне болезни – то ангину, то грипп – которые тянутся долго, с дурными последствиями, кашлем, задышкой, слабостью. В молодости весна вселяет в душу сладкие ожидания и надежды на счастливое будущее. И в старости она говорит: все оживает, но не ты; ты еще одним годом приблизилась к смерти. Пусть так: пожил человек, насладился жизнью (немало, впрочем, и горького достается на долю каждого), теперь сходи со сцены, давай место другим пришельцам в мир.

3 апреля. Обращаться с людьми надо со всеми одинаково, с осторожностью и уважением, помня, что одна душа во всех. И особенно старайся уважать униженных, как равных всем остальным людям. А мы привыкли уважать тех, кто силен в этом мире, и пренебрегаем малыми.

9 апреля. Чудесная весна открылась! Ручьи бегут, не умолкая, скворушки поют. Вчера была я на работе. Нас несколько женщин, мы засыпали овощехранилище сверху опилками для того, чтобы сохранить в нем прохладу. Я с крыши впервые увидела наш новый поселок на том берегу: двадцать пять домиков, новых, белых, сверкающих на солнце; увидела я и сердце мое обрадовалось – да, там под одной из этих крыш и меня ожидает приют, и я не сирота в этом мире. Вот я спокойно себе здесь живу, а там уже готовится и для меня приют среди членов моей большой семьи. Как хорошо жить общей жизнью!

17 апреля. Как я хочу, чтобы со мной обращались люди, так я сама должна обращаться с ними: с мягкой добротой, с осторожной вежливостью. А на всякую боль и огорчение есть кротость и прощение. Обиды и недовольства не должно быть в моем сердце, потому что я христианка. Дурных и подозрительных мыслей также не должно быть у меня, потому что для чистого все чисто. Да, я должна жить только в добре жизни, только добром ее, впитывая и распространяя только добро; темные, мутные источники жизни не должны иметь доступа в мою душу, которая всегда должна быть исполнена света добра.

24 апреля. Сегодня день Светлого Воскресения. Всю последнюю неделю я постилась и старалась держать себя в покое, любви и кротости. И на душе у меня было хорошо. Любовь и кротость, словно светлые духи, осеняли крыльями мою душу и не давали прокрасться в нее ничему злому. Как бы мне и дальше так жить?

1 мая. Вот снова началась страдная пора: копка, посев, усталость и от нее дурное настроение. Так можно совсем закопаться в материальное и опуститься. Так нельзя. Много ли мне надо одной? Зачем убиваться? Буду трудиться потихоньку, радуясь небу и расцветающей природе. Буду стараться быть всегда в добром духе. Тихо, кротко, молчаливо, незаметно доживая остаток своей жизни.

8 мая. В этом году я думаю ограничить свой посев десятью сотками. Дело в том, что я хочу посадить столько, сколько я своими силами могу вскопать и обработать без найма. Устала, правда, сильно: болят спина, руки, ноги, но так и должно быть.

15 мая. Прочла «Хатха – йога». Нравится мне эта книга, которая указывает, что наше физическое состояние, наше здоровье зависит главным образом от нашего внутреннего состояния: наших мыслей, дающих нам правильное руководство в жизни материальной, и нашего бодрого радостного самочувствия. Нравится мне эта книга еще и тем, что она возвращает человека к природе: он не должен нежиться в тени, зарываться в теплые одежды и одеяла, предаваться физическому бездействию, нет: солнце, свежий воздух, вода, движение – вот чем он должен широко пользоваться для своего здоровья.

22 мая. После длительного периода дождей и холода, которые мешали копке и посадке огородов, снова наступила ясная погода, и люди устремились в поле копать и сажать. Жадность в труде, в земле, в пище, в одежде и вообще в материальных благах я не оправдываю, но честный труд на земле, чтобы в поте лица добывать себе скромное пропитание – это необходимо для человека.

29 мая. Часто приходится заменять Сережу А., заведующего овощехранилищем, - выдавать картофель, отмечать работающих женщин и т.п. За некоторые недочеты в работе он меня шумно и грубо бранит; я оправдываюсь, обижаюсь, но мне ни того, ни другого не надо делать, надо молчать, пока успокоится человек, а тогда только дать кроткое и короткое объяснение, незыблемо сохраняя в душе своей мир и благость ко всем. Как корабль не пускается в плавание в бурю, так и с человеком нельзя иметь дела, когда он бурно настроен. Так сложна, запутанна жизнь, так мало в ней радостных часов и так много различного рода страданий – годами тянутся они – и что нам, бедным людям, остается делать? Только жалеть друг друга, только своей сердечной добротой согревать окоченевшие от холода сердца. А как часто мы делаем наоборот! К неизбежной в человеческой жизни страданиям: болезням, калечеству, смерти – прибавляем еще целое море страданий своими собственными ошибками, гневом, жестокостью, неблагоразумными поступками.

19 июня. В Пути жизни у Л.Н. есть такая мысль: «Только одно название ко всем людям подходит и никому не обидно: название это – брат и сестра». Я еще думаю дальше: только одно это отношение к людям – братское – допустимо, разумно и благодетельно и возможно во всех людских положениях; которое никакие условия жизни и даже разность убеждений помешать не могут.

26 июня. В последнее время внутреннее мое состояние – это борьба с обидой против людей, меня оставивших: Павлуши, Тамары и др. Надо изгнать обиду из своего сердца, простить – ведь я христианка.

2 июля. Прошел прекрасный дождь и как все ожило! Мне кажется, что я каждое растение чувствую, как оно радуется, наполняясь влагой и жизнью, и все сама радуюсь. А как оно терпеливо ждало, вынося сильнейшую жару, и не погибло, дождалось. Пример нам, людям, как терпеливо должны мы переносить свои невзгоды в ожидании лучшего времени.

10 июля. Вздумала было я надеть и носить свое черное платье, не снимая, в знак того, что в жизни этой для меня все кончено, в знак того, что жизнь меня обманула, отняв у меня все радости (Павлушу, Тамару, пианино и др.), но не выдержала: истинный христианин все должен переносить безропотно и быть светлым, радостным душой, несмотря ни на что, и черной одеждой своей не наводить на других уныние.

17 июля. Пусть сгорбилось, состарилось мое тело, покрылось морщинами лицо, поседели волосы, но в этом старом теле живет все та же юная душа, неизменяемая до смерти. Как когда-то в молодости выше всего на свете ставила я добро и правду и все разумное и прекрасное в природе, так и в душе человека, так с этой любовью ко всему прекрасному и твердой верой в добро и правду, как в основы жизни, и уйду я из этого мира. И хотя жизненные бури и вихри зла не раз пытались затушить этот светлый огонь веры в моей душе, но не затушили. Он, этот огонь, давал мне силы бороться со злом как в самой себе, так и в окружающем – и побеждать. 



Гласувай:
0



Следващ постинг
Предишен постинг

Няма коментари
Вашето мнение
За да оставите коментар, моля влезте с вашето потребителско име и парола.
Търсене

За този блог
Автор: tolstoist
Категория: Политика
Прочетен: 2084443
Постинги: 1631
Коментари: 412
Гласове: 1176
Календар
«  Април, 2024  
ПВСЧПСН
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930